На порядок выше

2019-04-12 10:04:23

12 апреля, в день, когда Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил космический полет, в России отмечается День космонавтики.

Компания СП ПРАКТИКА хотела бы поздравить всех причастных к космической отрасли специалистов – исследователей и ученых, инженеров, астронавтов и механиков. Мы по праву можем гордиться, что наша страна стояла у истоков такой глобальной и передовой сферы, и надеемся, что в будущем она получит дальнейшее развитие!

За прошедшее годы более 500 космонавтов осваивали космическое пространство, и в настоящее время путешествия за пределы Земли становятся доступными для каждого. Мы уже писали ранее о современных разработках американских и японских ученых, вызвавшихся спроектировать настоящий космический лифт. Но не все знают, что впервые подобные идеи возникли у наших соотечественников еще в 1890-х годах. И сегодня, в День космонавтики, нам бы хотелось рассказать об этом вкладе советских специалистов в развитие космической отрасли.

Первые идеи о космическом лифте принадлежали знаменитому ученому-самоучке К. Э. Циолковскому, инженеру Ю. Н. Арцутанову и профессору Г. Г. Полякову.

В 1985 г. Циолковский описал сооружение, которое будет перемещаться между Землей и геостационарной орбитой. Высота такой установки составляла бы около 36 тысяч километров над экватором и, следуя направлению вращения нашей планеты, в конечной точке с орбитальным периодом 1 год она сохранялась бы в фиксированном положении. Продолжил развитие этой теории Юрий Арцутанов, который представил проект космического лифта как экономически выгодный и безопасный способ освоения космоса.

Устройство, предложенное Арцутановым предполагало использование спутников как базы, с помощью которой на поверхность Земли будет опущен трос. Один конец такого кабеля по проекту следовало закрепить в районе экватора, а на второй подвесить груз-противовес и расположить его за пределами атмосферы. При достаточной длине троса такая конструкция была бы безопасной, так как центробежная сила превысила бы силу притяжения и не позволила грузу упасть на Землю. По кабелю стало бы возможным движение герметичных кабин: плавное наращивание скорости и торможение помогли бы избежать перегрузок, характерных для отрыва ракеты. Средняя скорость движения кабины составила бы около 10-20 км/с.

На всем пути движения лифта, согласно теории ученого, предполагалось несколько остановок. Первая — в точке равноденствия сил, где парящая в невесомости станция открыла бы путешественникам прекрасный вид на Землю и позволила немного передохнуть в барах, ресторанах и комнатах отдыха. После этой остановки кабина могла бы двигаться уже без затрат энергии за счет центробежной силы, и, кроме того, вырабатывать двигателем дополнительную энергию, которая затем потребуется для возвращения на Землю. Вторая остановка располагалась бы на расстоянии 60 000 км от планеты, где равнодействующая сил становится равной силе тяжести и позволяет создать искусственную гравитацию. На этой точке было бы возможно создание целого космодрома.

Идея Арцутанова в эпоху космической гонки осталась незамеченной в основном потому, что в то время не было материалов, способных выдержать космические нагрузки. Кроме того многие высказывали сомнения по поводу обслуживания такого нетипичного лифтового оборудования и проектируемых станций. Продолжателем теории космического лифта стал Георгий Поляков. Его проект был крайне схож с устройством лифта Арцутанова, однако отличался большей детализацией.

С конца 20-го века исследователи вновь заинтересовались космическими лифтами. Причин для этого существует множество. Подобное сооружение помогло бы раз и навсегда решить проблему отправки человека в космос, помогло бы значительно снизить затраты. Много преимуществ получили бы космические агентства, ведь отправлять астронавтов на орбиты стало бы гораздо проще, быстрее и дешевле, не говоря уже о гораздо меньших нагрузках на организм человека. Кроме того, космолифты позволили бы значительно снизить ущерб для экологии планеты, который наносит запуск ракет. О большом потенциале таких проектов говорит и тот факт, что стоимость строительства, материалов и всего необходимого оборудования с развитием технологий постепенно снижается.

А как вы считаете, скоро ли мы сможем бороздить просторы космоса на таких привычным для нас устройствах как лифт? Реальны ли эти замыслы или подобные космические проекты больше похожи на сюжет из научной фантастики? Наверное, уже скоро мы сможем дать точный ответ на этот вопрос…