Плывет или едет?

2018-06-29 09:06:48

«Ты на суше, я на море, мы не встретимся никак»… Помните, как пел Газманов в своей песне? Казалось бы, история как раз о лифтах и кораблях, ну что у них может быть общего? Давайте разберемся, тем более сегодня, 29 июня, отмечается День кораблестроения, а значит, повод очень подходящий.

Как несложно догадаться, речь пойдет о корабельных лифтах. Знали, что такие существуют? Причем, бывают как лифты на кораблях, так и лифты для кораблей. Но обо всем по порядку.

Крупные многоярусные лайнеры, как и небольшие яхты могут быть оснащены лифтами для удобства перемещения по судну. По назначению эти подъемники могут быть разными: пассажирскими, грузовыми, камбузными или больничными.

Для лифтового оборудования на судах предусмотрены особые требования. За все время своей работы судовой лифт должен отработать не более 25 000 часов, а его грузоподъемность может составлять от 250 до 500 кг. Жесткие требования предъявляются и к материалам, из которых изготавливается механизм. В соответствии с ГОСТ, он должен быть устойчивым к высокому уровню влажности и выдерживать широкий диапазон температур. Крайне важно, чтобы такие механизмы работали без перебоев даже во время шторма, что обуславливает необходимость качественного и регулярного обслуживания лифтового оборудования. В соответствии с существующими правилами такие лифты должны проходить техническое освидетельствование не реже одного раза в год.

Но в судовой сфере перевозят не только пассажиров и грузы на корабле, но иногда и сами корабли. Нередко крупные суда не могут пройти через существующие каналы и шлюзы или преодолеть перепады высот, например, в гористой местности. В таких случаях на помощь приходят судовые подъемники.

В зависимости от назначения и рельефа местности эти лифты могут выглядеть по-разному. Среди наиболее популярных и эффектных можно выделить Фолкерское колесо в Шотландии, Стрепи-Тье в Бельгии, Сен-Луи – Арзвиллер во Франции, судоподъемник Питерборо в Канаде.

Не обошлось без лифта для судов и в нашей стране. На реке Енисей в районе Красноярского гидроузла построен наклонный судоподъёмник, который представляет собой перемещающуюся по рельсам платформа. Она доставляет суда вниз по склону, чтобы они могли беспрепятственно продолжить свой путь.

А самым зрелищным по праву можно назвать подъемник для судов на гидроэлектростанции «Санься» в китайской провинции Хубей. На данным момент он считается самым большим и технически сложным в мире. Этот лифт переправляет речные суда весом до 3000 т через плотину гидроэлектростанции. Перепад высот в этом месте составляет около 113 м.