Таинственная пасхальная история

2019-04-23 13:04:42

Ювелирный дом Фаберже знаменит на весь мир благодаря созданию подлинных предметов искусства и роскоши. В конце XIX — начале ХХ века продукция дома Карла Фаберже служила доказательством высокого статуса своего обладателя. К именитым ювелирам не раз обращалась царская семья, в частности, Николай II очень любил порадовать родных традиционными пасхальными сувенирами, которые впоследствии стали символом Фаберже.

Очевидно, что в доме семьи ювелиров в Санкт-Петербурге было спроектировано немало тайников. Но об одном из них — комнате-лифте — ходили многочисленные легенды. Говорили, что устройство такого своеобразного сейфа спроектировал сам Карл Густавович, который хранил ее в тайне даже от самых приближенных. Таким образом, доподлинно неизвестно, как работал лифт-сейф. По одной из версий, на ночь бронированная комната запиралась, поднималась на уровень второго этажа и держалась под током.

Во время революции многие покупатели обратились к Карлу Фаберже с просьбой спрятать свои украшения в том самом лифте. Неудивительно, что за ним началась самая настоящая охота. К несчастью, вскоре семье Фаберже пришлось покинуть Россию. В те времена на таможне все имущество эмигрантов беспощадно конфисковали, поэтому увезти предметы искусства не удалось: все они были переданы на хранение друзьям и знакомым Карла, а так же спрятаны в тайниках.

В 1918 г. под видом обыска в доме Фаберже чекисты без какой-либо описи изъяли многие предметы искусства, находившиеся на виду: вазы, бронзовые статуэтки, фигурки из натуральных камней… Но вскрыть сейф-лифт тогда не удалось. Его содержимое попало в руки грабителей только год спустя, как ни удивительно, — как раз на Пасху. Описи найденных предметов составлено так же не было, и с тех пор они считаются утерянными. Между тем, в сейфе хранились поистине уникальные изделия, чудеса ювелирного мастерства и инженерной мысли — в их числе два последних яйца, которые Фаберже изготовил по заказу Николая II для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны на Пасху 1917 г.

О судьбе пропавших ценностей неизвестно до сих пор. Возможно, эта коллекция вошла в состав «Алмазного фонда Политбюро», который был создан в 1919 году на случай свержения советской власти. Некоторые источники утверждают, что отборные бриллианты из этого «фонда» хранились у Якова Свердлова. Тем не менее, многие охотники за сокровищами до сих пор не оставляют надежд отыскать наследие Карла Фаберже и частенько наведываются в особняк и на дачу, принадлежавшие легендарному ювелиру.