Лифтовая анатомия: как устроена шахта

2020-01-09 15:01:47

С шахтой лифта каждый из нас знаком не понаслышке: именно ее мы видим первой, когда заходим в лифтовой холл, по ней перемещаемся на необходимый этаж. Но мало кто знает, как она устроена изнутри. Давайте разбираться.

Шахта представляет собой пространство, в котором перемещается кабина лифта, а также противовес и (или) другие уравновешивающие устройства кабины. Она всегда отделена от других помещений (лестниц, примыкающих площадок) стенами, перекрытием и полом или расстоянием, необходимым для обеспечения безопасности. Шахта может быть как полностью, так и частично огражденной, иметь сплошное или сетчатое ограждение.

Именно в шахте располагается большая часть лифтового оборудования: кабина, грузовой противовес; тяговые канаты или цепи, передающие тяговое усилие от подъемного механизма к кабине; натяжное устройство каната ограничителя скорости и сам канат; пружинные буфера, которые не дают кабине опуститься ниже крайней этажной площадки; направляющие, по которым передвигается кабина; кабель и уравновешивающие элементы, а также система освещения и электрооборудование. Помимо этого, на каждом этаже располагаются порталы с дверями шахты.

На нижнем этаже здания лифтовая шахта не заканчивается, она опускается немного ниже края этажной площадки и образует приямок, в котором размещены буфера, упоры кабины и противовеса, натяжное устройство ограничителя скорости. Такая же ситуация наблюдается и наверху: между верхней посадочной площадкой и перекрытием находится, так называемый, верхний этаж. В лифтах более ранних моделей в этой зоне установлен концевой выключатель, который служит для размыкания цепи питания подъемного механизма в случае возникновения неисправности и непредвиденного движения кабины выше уровня верхней площадки.

По своему устройству шахты лифта могут быть глухими — огражденными со всех сторон — или приставными. Первые конструируются, как правило, внутри здания. Шахты приставных лифтов проектируются снаружи здания, часто из стекла. Такие конструкции широко используются в старых домах, где изначально не предполагалось установки лифтового оборудования. Однако в последнее время приставные лифты находят свое воплощение во многих архитектурных проектах и служат, в том числе, как декоративный элемент.

При изготовлении каркасов лифтовых шахт, в зависимости от местных условий, могут применяться различные материалы: сталь, железобетон, кирпич, камень. Чаще всего направляющие элементы для кабины и противовеса крепят к металлическому каркасу, кирпичным или бетонным стенам. В приставных лифтах несущие конструкции каркаса монтируются к стене здания с помощью кронштейнов.

Пользуясь лифтовым оборудованием, мы можем увидеть только внешнюю часть шахты, что обусловлено принципами безопасности. Тем не менее, в попытках приоткрыть завесу тайны, многие пытаются изучить ее изнутри. СП «ПРАКТИКА» напоминает, что делать это строго запрещено, так как подобные действия могут привести к ряду серьезных травм. Даже в случае застревания не пытайтесь выбраться самостоятельно по примеру суперагентов из фильмов. Это не только увеличит время, необходимое на устранение неполадок специалистами, но и крайне опасно для вас. В остальных случаях, повода для беспокойства нет: по статистике при соблюдении правил пользования лифты являются самым безопасным транспортом в мире.

 

шахта 2