Лифты в стиле ретро: часть 2

2020-03-20 16:03:55

Мы продолжаем знакомить вас с самыми красивыми историческими лифтами, сохранившимися до наших дней. Сегодня расскажем о нескольких дореволюционных подъемниках.

Лифт в здании Пассажа (Невский проспект, 48)

Это здание хорошо знакомо всем петербуржцам. В начале ХХ века в нем располагался знаменитый универмаг «Пассаж». Лифты, установленные в торговом доме на Невском, восхищали посетителей своими размерами и вместимостью (в кабине могли одновременно перемещаться трое человек), при этом они обслуживали сразу 64 коммерческих помещения. Проект подъемников «Пассажа» по тем временам можно было назвать новаторским: ранее в России таких габаритных кабин в зданиях не устанавливали. Интересно, что исследователям до сих пор не удалось установить, кто же был производителем инновационных лифтов.

До наших дней дошли только части лифтовой конструкции — фигурная металлическая шахта и направляющие из бука.Однако после капитального ремонта и восстановления здания, в шахту установили новые лифты.

Лифты Витебского вокзала

Один из красивейших железнодорожных вокзалов северной столицы может похвастаться сразу 11 историческими подъемниками. Лифтовые машины, установленные в начале ХХ века, были предназначены для спуска с платформы тяжелого габаритного багажа. Работали такие механизмы на основе электроэнергии, вырабатываемой мотором, а внизу под ними находился багажный туннель, перемещение по которому происходило благодаря горизонтальному транспортеру. Лифты, установленные на вокзале, были нескольких типов: электро-гидравлические, электрические и с ручным приводом (на случай внезапного обесточивания). Каждый из них использовался для определенной цели. Например, лифт №10 служил для транспортировки больных в колясках и на носилках.

Изготовили багажные подъемники в Санкт-Петербурге на заводе Ф. Ф. Сан-Галли. Интересно, что скорость подъема вещей составляла около 0,5 м/с, что сопоставимо с показателями современного лифтового оборудования. Сегодня в здании вокзала мы можем увидеть лишь фасады бывших подъемников, функционировать они перестали.

Лифт в доме Елисеевых (Ломоносова, 14)

Этот подъемник примечателен тем, что он считается первым лифтом, установленным в жилом здании в Петербурге. Спроектирован он был еще в 1890 году. К сожалению, до наших дней сохранились только некоторые элементы конструкции, но до сих пор все желающие могут увидеть историческую комплектную шахту, а также металлические элементы декора. Шахта лифта имеет необычную круглую форму, но это не единственное, чем уникален лифт. Главной отличительной чертой этого лифтового механизма было то, что работал он на паровом двигателе. По тем временам такая конструкция требовала много свободного места и была достаточно сложной при осуществлении лифтового обслуживания. Специалисты приписывают создание лифта в доме купца Елисеева также заводу «Сан-Галли».